Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ обусловленными ТНР
Образовательная программа разработана на основе Федеральных государственных стандартов дошкольного образования с учетом фередальной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО):
⇒ примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / под.ред. Нищевой Н.В., Издание 3-е перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 240с.
Образовательная программа ДОУ охватывает 4 возрастных периода физического и психического развития детей:
ранний возраст – от 2 до 3 лет,
младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа),
средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа),
старший дошкольный возраста – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы).
Образовательная программа ДОУ обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФОП ДО:
* содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
* обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
* предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
* предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.
МДОУ «Детский сад № 175» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, категория – тяжелые нарушения речи (ТНР). Дети с ТНР посещают группы дошкольного возраста (с 4 до 7 лет).
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (формирование социально активной личности).
- Принцип социального взаимодействия (активное вовлечение детей, родителей, специалистов в совместную деятельность).
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями).
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Используемые парциальные программы:
Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Николаева С.Н. Программа экологического воспитания в детском саду